Версия для слабовидящих

Детский сад №25 «Солнышко»

Государственное казенное дошкольное образовательное учреждение
Контакты

468320 г. Байконур, 7-й мкр. д. 4а

Тел.: 8 (33622) 5-25-45, 5-22-87

Наша почта: dssolnyshko25@mail.ru

Режим работы: 5-ти дневная рабочая неделя, с 07.00 до 19.00

Сайт обновлен: 2024-03-18 10:38:38

consultaciaКонсультация для родителей "Мяч и речь"

 Игры с мячом известны с древних времен, хотя история не знает точно ни места, ни времени рождения этих игр. Практически каждый ребенок с раннего возраста знаком с мячом. Игры с мячом весьма популярны, они встречаются почти у всех народов мира и отнюдь не случайно считаются самыми распространенными из игр. В России игры с мячом также были известны издавна. В простонародье мячи чаще всего делали из тряпья и тряпьем же набивали, такие мячи назывались шитки. Но они очень быстро рвались. В северных губерниях мячи плели из лыка – ремешков, сделанных из коры березы, липы или ивы. Такие мячи внутри были пустыми или набивались песком. В некоторых областях мячи делались из овечьей шерсти. Клок шерсти сначала скатывали до тех пор, пока комок не делался плотным, после чего его бросали в кипяток. Затем вынимали из воды, вновь катали и просушивали. Такой мяч был легким и мягким, а по своей упругости не уступал резиновому. Настоящие же резиновые мячи могли позволить себе только дети из богатых семей.

Впоследствии мячи стали изготавливать из кожи и набивать их шерстью, мхом, такие мячи были необычной цилиндрической формы, очевидно, они были для игр - катаний, как катание яиц. Но и эти мячи были неудобны, т. к. были тяжелыми.

    Теперь любой ребенок имеет возможность играть с мячом. И выбор их достаточно широк: в продаже имеются мячи различного цвета, размера, качества – на любой вкус. Как правило, ребенка более всего привлекают мячи яркие, прыгучие, легкие.

   Однако вопросы родителей за последние года показали, что играм с мячом уделяется мало внимания. Не у всех детей дома имеются мячи, и даже летом, на отдыхе, мяч остается незаслуженно забытым. Не знают родители и игр с мячом, соответственно не могут научить им и своих детей. Из множества существующих игр большинство родителей называли футбол.

Для чего нужен мяч?

  •     Игры с мячом отвлекают внимание ребенка от речевого дефекта и побуждают его к общению.
  •     Освобождают детей от утомительной, неестественной для их возраста неподвижности на занятиях.
  •    Помогают разнообразить виды деятельности детей на коррекционном занятии по всем разделам программы, включая в работу различные уровни регуляции.
  •    Развивают общую и мелкую моторику, ориентировку в пространстве.
  •    Помогают проводить работу над развитием просодических компонентов речи.
  •    Регулируют силу и точность движения.
  •    Само движение мяча активизирует непроизвольное внимание, а то, что он может быть брошен любому из детей, формирует произвольное внимание.
  •    Игры с мячом развивают и нормализуют эмоционально-волевую сферу, что особенно важно для гипервозбудимых детей.
  •    Развивают глазомер, силу, ловкость, быстроту реакции.
  •    Развивая мышечную силу, усиливают работу важнейших органов – легких, сердца, улучшают обмен веществ.

 Игры с мячом, направленные на развитие мелкой моторики

 Для полноценного формирования навыков устной речи ребенка важно развивать у него мелкую моторику рук. Современные научные данные подтверждают, что области коры головного мозга, «отвечающие» за движение органов речи и управляющие движениями пальцев рук, расположены в непосредственной близости друг от друга. Следовательно, идущие в кору головного мозга нервные импульсы от движущихся пальцев рук «тревожат» расположенные по соседству речевые зоны, стимулируя их активную деятельность.

Детям логопедической группы предлагаются разнообразные и многочисленные задания для развития мелкой моторики, среди которых ведущее место занимают игры с мячом.

 

Мячик сильно посжимаю         (помять мячик в ладошке правой и левой руки)

И ладошку поменяю

«Здравствуй, мой любимый мячик!» -

Скажет утром каждый пальчик.  (зажимаем мячик между большим и поочередно всеми пальцами,

Крепко мячик обнимает,                   попеременно из руки в руку)

Никуда не выпускает.

Только брату отдает:

Брат у брата мяч берет.

Два козленка мяч бодали                (зажать большими пальцами рук мяч, затем указательными и т.д.)

И другим козлятам дали

По столу круги катаю,                (ладонью руки катать мяч)

Из – под рук не выпускаю.

Взад – вперед его качу;

Вправо – влево –  как хочу.

Танцевать умеет танец                (поочередно катать мячик пальцами рук)

На мяче мой каждый палец.

Мячик пальцем разминаю,

Вдоль по пальцам мяч гоняю.

Мячик мой не отдыхает –            (в ладони правой руки зажимать мячик последовательно между пальцами)

Между пальцами гуляет.

Поиграю я в футбол                     (перекидывать мяч из ладони в ладонь)

И забью в ладошку гол.

Сверху левой, снизу правой        (катать мяч в ладонях)

Я его катаю – браво.

Поверну, а ты проверь –

Сверху правая теперь!

 

Игры с массажными мячами

  1. Возьмите массажный мяч в правую руку, обхватите его пальцами, сожмите и разожмите несколько раз. Переложите мяч в левую руку и повторите упражнение. Пока­тайте массажный мяч между ладонями круговыми движениями кистей рук.
  2. Возьмите мяч и зажмите его между пальцами: большой палец снизу, а четыре сверху. Локти поставьте на стол. Мячи сжимайте и разжимайте.

3.Возьмите мяч, зажмите между ладонями. Сожмите и разожмите его.

  1. Зажмите мяч между ладонями, пальцы обеих рук сцепите в «замок». Сжимайте и раз­жимайте мяч между ладонями, не расцепляя пальцев рук.
  2. Опустите руки с мячами вниз и встряхните ими. А сейчас спрячьте мячик за спину. Где мячик? (За спиной.) Положите мячик на стол. Где лежит мячик? (На столе.) Спрячьте мячик под стол. Где спрятался мячик? (Под столом.) Положите мячик в мешочек. Где он теперь? (В мешочке.)

 

Игры с мячом, направленные на развитие речевогодыхания

       Мячик, вырезанный из бумаги. «Нужно подуть на мячик так, чтобы он не попал под колесо машины. Как правильно нужно подуть на мяч: вдох через нос короткий, плечи не поднимать, а выдох длинный через «трубочку», щеки не раздувать. «Сдуйте мячик с дороги», «Загони мяч в ворота»

Дидактическая игра «Что это? Кто это?»

Дети стоят парами со своими мамами. Мама бросает мяч своему ребенку и называет предмет. Ребенок, поймав мяч, должен сказать, как по-другому можно назвать этот предмет. Например: стол — мебель, чашка — посуда и т.д.

Дидактическая игра «Поймай — скажи» Дети становятся в круг. Мама бросает мяч детям, называя при этом животное. Ребенок, поймавший мяч, возвращает его логопеду и называет какое-либо действие этого животного. Например: корова — что делает? Мычит. Кошка — ...

«Поймай — скажи наоборот»

Например: Толстое дерево - тонкое дерево, гости приехали -гости уехали…

Игра на внимание. Мячики захотели с нами поиграть в прятки. Посмотрите на мячи, запомните их. Закройте глазки, затем откройте. Какой мячик спрятался от вас?